Мероприятия по сохранению живучести гидросамолета
Общее состояние гидросамолета на воде определяется осмотром всех его частей и оценивается по следующим признакам:
а) количеством заполненных водой отсеков;
б) высотой надводного борта при положении на ровном киле;
в) величиной крена или диферента на плаву;
г) состоянием конструкции.
В зависимости от положения гидросамолета могут быть применены следующие работы:
а) поддержание гидросамолета на плову приданием ему добавочной пловучести;
б) уменьшение водоизмещения путем разгрузки;
в) заделка пробоин;
г) подкрепление переборок;
д) перенесение центра тяжести вниз для увеличения остойчивости;
е) водонепроницаемое укрытие всех люков на палубе для предотвращения от заливания водой лодки.
Чрезвычайно важно в первую очередь локализировать проникновение воды и прекратить дальнейшее заполнение отсеков, что достигается следующими мероприятиями.
В случае проникновения воды сквозь отверстия в переборках вода откачивается из отсека и отдельные отверстия в переборках заделываются.
Отверстия в переборках могут быть: для прохода ^тросов управления (их легко найти по проводке); для установки на переборках приборов, креплений труб и т. п. (они также легко видны) и, наконец, щели, появившиеся в результате аварии как в самой переборке, так и в местах присоединения ее к бортам и днищу. Последние, как менее заметные, могут быть обнаружены после заделки прочих отверстий я откачки воды, причем быстрота откачивания дает суждение о величине щелей..
В случае проникновения воды через пробоину или разошедшиеся швы, последние заделываются, конопатятся промасленной паклей и к ним подводится пластырь, с последующей заделкой после откачки воды из отсека. ,
В случае просачивания воды сквозь деформировавшуюся переборку, она подкрепляется распорками и швы конопатятся.
Для заделки пробоин, в зависимости от их величины и состояния краев, могут быть применены различные способы. Наиболее действительными из них являются: подведение пластыря, заделка фанерой или листовым металлом изнутри гидросамолета, затыкание пробками и т. п.
Необходимо отметить, что заделка пробоин хотя и является самым действительным средством борьбы с проникновением воды, но она сложна и требует большой опытности.
При наличии водолазов заделку следует применять как наиболее надежный способ удержания гидросамолета на плаву? В противном случае эта работа не всегда может дать благоприятный результат, поэтому следует параллельно с заделкой пробоин попытаться обеспечить пловучесть гидросамолета иными вспомогательными средствами: подвязыванием к гидросамолету пустых анкеров и бочек, подводкой под крылья шлюпок или запасных гидросамолетных поплавков, надувных резиновых мешков и лодок и т. п.
К работам по заделке пробоин следует приступать только в том случае, если гидросамолет плавает с достаточной остойчивостью и нет опасений, что он может перевернуться; всегда нужно сначала обеспечить его от переворачивания, одновременно не давая воде распространяться в другие отсеки, а затем уже приступать к заделке пробоин и к откачиванию воды из поврежденных отсеков.
Подкрепление переборок осуществляется яри помощи деревянных брусьев: поперечного (горизонтального) — приблизительно на V* высоты переборки от киля и вертикального — по диаметральной плоскости переборки. Наложенные бруски или доски подкрепляются горизонтальными или наклонными распорками, упираемыми в жесткие части набора.
Необходимо помнить, что при буксировке гидросамолета давление на кормовую переборку заполненного отсека значительно возрастает в зависимости от скорости хода (пропорционально квадрату скорости), что особенно заметно, если заполнен носовой — отсек и переборке приходится выдерживать полностью все давление воды. В этом случае подкрепление переборки обязательно, а если она частично пострадала при аварии или недостаточно прочна, то целесообразно буксировать гидросамолет за корму.
Меры для придания гидросамолету пловучести приходится применять, когда гидросамолет на ровном киле постепенно заполняется водой или же когда он получает большой крен или диферент, благодаря заполнению концевых отсеков и, обладая достаточной пловучестью, рискует перевернуться, потеряв остойчивость.
Первый случай возможен, когда гидросамолет получил повреждение больших средних отсеков, оставшись с неповрежденными концевыми; второй случай, наиболее частый, когда пострадали носовые или кормовые отсеки.
В первом случае можно предполагать, что гидросамолет сохранит свою остойчивость до тех пор, пока вода не покроет верхнюю палубу, а значит, все старания должны быть направлены на поддержание гидросамолета на плаву. Для этого, кроме работ по заделке пробин и откачиванию воды, нужно придать гидросамолету добавочную пловучесть, как это было указано выше.
Для обеспечения добавочной пловучести можно использовать бензиновые бочки.
Бензиновые бочки охватываются попарно концами, которые обносятся под килем лодки и притягиваются к борту. Между бортом и бочками прокладывают маты или кранцы; подкильные концы берутся из мягкого пенькового троса. Для повышения подъемного эффекта следует бочки притопить возможно глубже и в таком положении притянуть к борту гидросамолета. Притопить их можно, приложив усилия или же частично заполнив водой; в последнем случае, после закрепления их у борта гидросамолета, воду выкачивают насосами.
Бочки располагаются равномерно с обоих бортов по всей длине лодки или в центральной ее части в один или несколько рядов, в зависимости от размеров гидросамолета, его положения на воде и количества принятой им воды. Весьма полезно в некоторых случаях подвести бочки под крыло (нижнее у биплана) и крепить их к лонжеронам крыла у борта лодки; привязывать бочки в этом случае нужно непосредственно к лонжеронам крыла, вскрыв обшивку.
Буксировка гидросамолета, удерживаемого на бочках, крайне затруднительна и может быть осуществлена лишь на небольшие расстояния и в совершенно тихую погоду.
Если гидросамолет плавает с большим диферентом на нос, то следует опасаться его переворачивания, и все старания должны быть направлены к тому, чтобы выровнять гидросамолет. Если есть возможность использовать стрелу, следует тотчас же завести хороший подкильный строп и слегка приподнять нос гидросамолета. Кроме того, целесообразно завести за втулку пропеллера добавочный конец, а за подкрыльные поплавки — оттяжки; первый подается на шлюпку, которая держится на веслах под кормой гидросамолета, вторые же берутся на катер или корабль для удержания гидросамолета на месте.
Описанные выше меры будут действительны только в тихую погоду. Если подъемные средства (кран или киллектор) не могут быть быстро доставлены, рекомендуется немедленно же приступить к съемке мотора для возможного понижения центра тяжести. Кроме того, всегда следует вязать надежный конец за подъемный рым гидросамолета, чтобы потом с его помощью поднять гидросамолет, если он внезапно затонет до прихода подъемных средств. Бухта этого конца укладывается на катере вместе с привязанным к нему буйком и находится в полной готовности для выбрасывания его за борт, если гидросамолет начнет тонуть.
При наличии диферента на нос у поплавкового гидросамолета применяются те же меры, что и для лодочного, с той лишь разницей, что добавочная пловучесть в виде бочек, подвязываемых к форштевням поплавков, будет играть в этом случае менее действительную роль, так как восстанавливающий момент из-за меньшей длины поплавков будет меньше.
При плавании лодочного гидросамолета с диферентом на корму (пробиты кормовые отсеки) количество воды, проникающее внутрь, невелико из-за небольшой величины отсеков и их герметичности (нет люков в палубе). Кроме того, хвостовое оперение, дойдя до воды, в первый момент дает значительную пловучесть, которая постепенно уменьшается по мере заполнения водой стабилизатора и рулей. В данном случае даже незначительная поддерживающая сила, приложенная к хвостовой части, из-за большой длины плеча создает значительный эффект в смысле поддержания гидросамолета на плаву. Приподняв корму и подвязав бочки под хвостовую часть, можно буксировать гидросамолет.
Большой диферент поплавкового гидросамолета на корму из-за незначительной длины кормовых частей поплавков от центра тяжести гидросамолета может вызвать касание воды хвостовой частью фюзеляжа. Гидросамолет будет плавать, опираясь на три точки (два,, поплавка и оперение) до тех пор, пока оперение сохраняет свою пловучесть из-за медленного проникновения воды внутрь оперения. Однако, как только пловучесть оперения будет потеряна, гидросамолет неизбежно перевернется. Здесь поддержка хвоста на стреле будет действительна, так же как и подведение бочек под стабилизатор и укрепление их к кормовой части фюзеляжа. Если диферент вызван повреждением хвостовых частей поплавков, но проникновение воды в них локализовано, то гидросамолет может, с подведенными бочками плавать очень долго. После того как заведенный за хвост конец будет взят на стрелу и приготовлены бочки, обшивку стабилизатора и рулей следует разрезать, чтобы выпустить воду, иначе при подъеме лонжероны под тяжестью воды могут переломиться; то же самое нужно сделать и с обшивкой фюзеляжа. Если перекидывание гидросамолета на хвост произошло как следствие неудачной посадка а при этом поплавки не пострадали, то, подтягивая кверху хвостовую часть (срезая обшивку для выпуска воды), нетрудно возвратить гидросамолет в его нормальное положение.
Для выравнивания гидросамолета лодочного типа, получившего крен в результате потери подкрыльного поплавка с повреждением или без повреждения части нижнего крыла, следует нагрузить противоположное крыло (посылкой на него человека), и, по возможности, приподняв пострадавшее крыло стрелою, подвести под него бочку или шлюпку. В противном случае при постепенном наполнении крыла водой крен увеличится, п гидросамолет неизбежно перевернется. При отсутствии стрелы можно подвести бочку под опущенное крыло у самой лодки и продвигать ее постепенно вдоль лонжерона, пока она не выровняет крен. Как только бочка будет доведена до первой стойки, у биплана для облегчения подъема срезают обшивку с конца крыла и выпускают из него воду. При поднимании стрелой следует подложить под крыло доску, за концы которой взять подъемный строп; этим будет предотвращено повреждение крыла. Подведя бочки или шлюпки под крыло, снимают мотор и, накренив гидросамолет на другой борт, в таком положении буксируют его.
При наличии крена у гидросамолета поплавкового типа, в результате повреждения одного из поплавков, прежде всего стараются поддержать гидросамолет за конец крыла, подводят по обеим сторонам поплавка бочки и этим обеспечивают поперечную остойчивость гидросамолета. Предельное остойчивое положение гидросамолета будет при погружении поплавка до верхней кромки палубы; уход последней в воду повлечет потерю остойчивости, перевертывание гидросамолета на бок и на нос и полный капот.
Для надежности буксировки производят заделку поврежденного поплавка. Необходимо помнить, что во всех случаях, когда нужно поднимать из воды крылья или оперение, необходимо прорезать на них обшивку, чтобы вода сразу же вытекала из них при подъеме; иначе лонжероны могут не выдержать нагрузки и сломаться, чем гидросамолет будет поставлен в опасное положение.
На практике встретятся, конечно, аварии, когда гидросамолет на плаву будет иметь одновременно и крен и диферент. Поэтому в каждом частном случае следует определить, что является наиболее опасным, после чего применять вышеописанные способы в определенной постепенности или одновременно, в зависимости от местных условий, состояния погоды и наличия спасательных средств.
В том случае, когда приходится иметь дело с гидросамолетом, общая целость которого нарушена, все стремление должно быть направлено на спасение отдельных ценных частей. При спешной разборке в трудных условиях нужно жертвовать менее ценным для спасения более ценного. Например, спасая мотор, вырубают или распиливают моторную раму; желая сохранить крыло, жер-
Тбуют стойками и центральным планом; для спасения поплавков жертвуют стойками шасси; бросают измятые, изломанные крылья, чтобы спасти фюзеляж или лодку и т. д.